«Тернистый» путь реформирования МОТ

Разговоры о преобразовании Федеральной таможенной службы (ФТС) велись достаточно давно. И участники рынка, и представители власти сходились во мнении, что таможенная сфера требует радикального обновления. В последние годы государство перешло от слов к делу. В мае минувшего года была утверждена новая программа развития ФТС до 2020 года

По замыслу авторов проекта в будущем прямой контакт участника внешнеэкономической деятельности и представителя таможенной службы будет исключен. Все данные будут обрабатываться автоматически, а контроль за декларированием перенесут на этап после выпуска товаров.

В конце 2017-го года главой ФТС Владимиром Булавиным был подписан приказ о совершенствовании Московской областной таможни (МОТ), в рамках которого, в начале этого года была проведена ее реорганизация. В частности, были ликвидированы двенадцать отделов таможенного оформления и контроля. Правопреемником Можайского центра электронного декларирования (ЦЭД) стал вновь созданный в здании МОТ Зеленоградский ЦЭД. Очевидно, эти изменения должны были повысить эффективность взаимодействия ЦЭД с функциональными подразделениями таможни и таможенного оформления.

Импортируемые товары были перераспределены между оставшимися в работе таможенными постами и переподчиненным в состав МОТ из Московской таможни Михневским таможенным постом. При этом объемы импортируемых товаров остались практически неизменными.

Очевидно, что найти подходящее место для нового ЦЭД-а на федеральных площадях в таком густонаселенном регионе было непростой задачей. В результате Зеленоградский ЦЭД разместили в помещении, которое в четыре раза меньше занимаемого ранее Можайским ЦЭД-ом. Что же касается персонала, то его количество сократилось вдвое.

1 января этого года вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Документ предполагает сокращение нормированного времени регистрации таможенных деклараций в два раза – теперь оно составляет всего один час.

В результате на Зеленоградском ЦЭД-е повсеместно возникают систематические задержки с таможенным оформлением и выпуском товаров – центр буквально «захлебывается» в работе.
Стоит отметить, что близость нового ЦЭД-а к функциональным отделам и руководству МОТ должна помочь решать все вопросы и возникающие проблемы с таможенным оформлением, в первую очередь при условном выпуске и проведении дополнительных проверок. Однако возникшие сложности пока нивелируют все преимущества переезда.

Сокращение срока регистрации таможенной декларации (ДТ) до одного часа негативно отразилось не только на Зеленоградском ЦЭД. Это стало проблемой для всех мест таможенного оформления с внушительным потоком подаваемых ДТ. Инспекционный состав физически не способен провести тщательную проверку заявленных в ДТ сведений и прикрепленных к ним формализованных документов. В результате сроки оформления не выполняются, участники ВЭД подают ДТ по нескольку раз, в том числе и на следующий день. В случае, если ДТ требует корректировки или каких-либо уточнений и дополнений, то произвести выпуск товара «день в день» (о чем так мечтают участники рынка) практически невозможно.

Глубокое реформирование любой отрасли не может проходить без технических накладок и вытекающих из них сложностей. Риторика руководства ФТС и шаги, предпринимаемые для реформирования всей таможенной системы, свидетельствуют о наличии желания и воли довести уровень работы отечественной таможни до самых высоких мировых стандартов. Очевидно, что на возникшие проблемы будет обращено внимание, и они будут решены.

 
< Ранее  
«Тернистый» путь реформирования МОТ

Не пропустите

;